Присоединяйтесь к новому курсу "Продвижение в Instagram". Последний день принимаем заявки. Подробнее
Присоединяйтесь:

Мария Жукова

jukova.jpg

Администратор групп Вконтакте, Специалист по дизайну для социальных сетей, Специалист по трафику из соц. сетей (Таргетолог), Специалист по контекстной рекламе, Студент курса "Как зарабатывать в Instagram"

Многогранная девушка Маша Жукова – руководитель собственного СММ-агентства, тренер и автор обучающих курсов, музыкант, мама. Ее карьера началась с курса «Администратор ВКонтакте» в 2013 году. С тех пор она проделала невероятную работу и стала экспертом в своей нише.

Маша, когда я готовилась к интервью, обнаружила, что у тебя консерваторское образование…

Да, у меня диплом консерваторского отделения Института культуры. Перед этим я закончила музыкальное училище, а до училища – музыкальную школу. С музыкой и преподаванием связана значительная часть моей жизни. Но сейчас я не занимаюсь музыкой. По крайней мере, профессионально.

А как ты решила перейти на удаленку и радикально поменять сферу деятельности?

До рождения детей я вела вокал у детей в студии и работала в церковном хоре. Потом ушла в декрет с первым и тут же со вторым ребенком. К концу второго декрета мне позвонил мой бывший педагог и пригласил в хор оперного театра. Условия были такие: постоянная работа по вечерам и в выходные, периодические выезды. С таким графиком я бы перестала видеть своих детей.

На тот момент я уже немного фрилансила: вела 3 или 4 группы ВКонтакте. Поэтому я решила отказаться от предложения оперного театра. Тем более, что зарплату там предлагали примерно такую же, какую я получала за ведение нескольких групп.

Ты сделала выбор в пользу фриланса, чтобы быть рядом с детьми?

Да, все правильно. Моя старшая дочь в этом году идет в первый класс. Мы с ней в садик почти не ходили, только в кружки. Я смогла себе это позволить. А с младшим про детский сад даже не заговаривали.

А как ты начала вести эти несколько групп? Ты уже в декрете успела закончить курс?

Сначала история с удаленной работой мне казалась полной ерундой – я совершенно не воспринимала это все всерьез. Потом увидела вебинар «Администратор ВК» и решила – а почему бы и нет? Ведь по натуре я очень любопытный человек, все предпочитаю проверять на практике. Поэтому я пошла в тонус-клуб через дорогу от дома и спросила: «У вас есть группа ВК? Вам нужен администратор, который занимается развитием соцсетей?» Они ответили, что группа есть, никто ее не ведет и они были бы очень рады человеку, который взял бы полностью ее на себя.

И мы с ними договорились, что я беру их группу в качестве своего учебного проекта, а взамен бесплатно занимаюсь в их зале. Если говорить о деньгах, это был равноценный обмен: курс тогда стоил 7000 рублей, а абонемент на месяц 10000 рублей.

А остальных заказчиков как нашла?

У меня сарафанное радио включилось моментально. Тонус-клуб порекомендовал меня фитнес-клубу. В скайп-чате курса администраторов предложили проект по домашнему обучению. Девушка из домашнего обучения порекомендовала меня московскому броу-бару. Так что, мне почти не пришлось заниматься поиском клиентов. Поэтому я не верю, когда люди говорят, что ниша администраторов занята, заказов нет.

Чем ты занимаешься сейчас?

Во-первых, у меня свое СММ-агентство, а во-вторых, я автор и тренер курса «Администратор ВКонтакте» и появляюсь на курсе по таргетированной рекламе в качестве тренера на нескольких уроках. То есть, я работаю и обучаю других.

Какое из этих направлений ты считаешь основным для себя?

Оба: они реально дополняют друг друга. В СММ все быстро меняется, и, чтобы обучать студентов на живых практических примерах, мне нужно постоянно быть на волне. Быстро узнавать все новинки, тестировать и рассказывать студентам.

А как ты пришла к тому, чтобы организовать свое агентство?

Все шло своим чередом. Я работала и параллельно училась на других курсах – то по дизайну, то по контексту, то по таргетингу, то по инстаграму. И получилось так, что на курсе «Дизайнер соц. сетей» я решила потренироваться на себе и оформила свою группу. А если есть группа, значит, надо туда что-то писать. Начала делать посты для нее. Пригласила первых подписчиков.

Потом, отучившись на курсе по таргетированной рекламе, настроила таргетинг. Запустила рекламу и стала получать заказы. На рекламу, кстати, я всего 500 рублей потратила. Так у меня появилась рабочая группа.

Дальше начала понемногу продвигать себя. ВКонтакте есть группа Церебро – они публикуют интересные практические кейсы СММщиков. Я договорилась с админом и разместила у них свой кейс. Дальше они уже регулярно размещали мои кейсы и статьи – то они спросят, то я сама предложу. И, наверное, благодаря этой моей активности пошли заказы. Много заказов. Я одна уже не справлялась и стала брать помощников.

Так осенью 2016 года получилось агентство Marico: сначала нас было двое, сейчас постоянно у меня работают 5 человек.

Кроме того, что ты постоянный автор статей в Церебро, ты давала интервью #Бизнес в кедах (сообщество для предпринимателей), тебя пригласили спикером на «Суровый Питерский СММ». Как тебе удалось за короткое время сделать себе имя?

#Бизнес в кедах слушает предпринимательская аудитория – то, что надо для получения заказов. И я просто написала Насте (руководитель проекта #Бизнес в кедах) и предложила свою тему про продвижение малого бизнеса ВКонтакте. Насте моя тема понравилась, мы с ней встретились и записали интервью.

Ты была знакома с Настей?

Нет, ни я о них не знала, ни они обо мне. На самом деле, тут нет ничего сложного, если ты проекту предлагаешь то, что им действительно будет интересно. Настя сама пишет, что попасть к ним на интервью очень просто – написать в личку и предложить тему.

А по «Суровому питерскому»... Дмитрий Румянцев (организатор конференции «Суровый Питерский СММ») в своем паблике написал пост о том, что они собирают спикеров на конференцию и предложил желающим заполнить анкету. Я заполнила, написала, кто я, что я, собрала все свои презентации, записи выступлений, ссылки на статьи. Главное – написала, что полезного могу им дать. Через некоторое время они со мной связались, уточнили тему, и мы договорились.

Волнуешься?

Да. Это моя первая большая конференция. Была еще маленькая конференция для рукодельниц о том, как продвигать свой бизнес. Я рассказывала рукодельницам, как правильно оформить аккаунт, чтобы он продавал.

А в качестве слушателя бываешь на «живых» мероприятиях?

Безусловно. Для меня это не только способ узнать новое, но и познакомиться, потусоваться среди таких же, как я. Онлайн конференция – это одно: ты подключилась и слушаешь то, зачем пришла. На оффлайновых движухах самую полезную информацию ты получаешь в общении с коллегами между выступлениями. Ведь очень много реально хороших спецов не выступают, а слушают. У них огромный опыт за плечами. И с чашкой кофе в перерыве начинаешь общаться. Получаешь столько новых фишек – кладезь информации невообразимый.

На фрилансе ведь личного общения немного. Поэтому, когда раз в несколько месяцев вырываешься на тусовку – получаешь невероятное количество пользы. Ты можешь полгода читать книжки и слушать курсы, а потом прийти один раз на конфу и получить больше, чем за несколько месяцев самообразования. Поэтому я стараюсь по возможности такие события не пропускать.

Расскажи, пожалуйста, про обучающую часть твоей работы. Как ты пришла к тому, чтобы стать тренером и соавтором курсов для тренингового центра?

После курса «Администратор ВК» я осталась работать куратором (тогда еще было кураторство на курсах). И параллельно пошла учиться на один из самых первых тренингов по таргетированной рекламе. Через некоторое время из центра ушли сразу несколько тренеров и мне предложили проверять домашки учеников – раз уж я училась на таргетинге и имею кураторский опыт. Еще через какое-то время я сама записала часть курса «Администратор ВК» - блок по рекламе. К тому времени я уже много работала и могла показать свои фишки, кейсы, рассказать о своем опыте. Так что все произошло естественным путем.

Такое ощущение, что твоя карьера складывалась легко, без напряжения…

Не совсем так. Я не напрягаюсь во время события, зато я напрягаюсь до события. Я учусь, работаю, решаю нестандартные задачи, ввязываюсь в проекты. Потом обстоятельства складываются удачным образом и получается, что у меня уже есть нужный опыт. Пример – интервью для #Бизнес в кедах: договориться с Настей было просто, но я бы не смогла ей ничего рассказать, если бы у меня до этого не было кучи проектов. Или запись курсов для 1day1step - меня бы не взяли проверять уроки, если бы я не поучилась на одном из первых курсов по таргетингу.

Наверное, если бы я просто закончила один курс по администрированию ВКонтакте и работала с 1 – 2 проектами, всего остального бы не получилось.

У тебя много задач – агентство, подготовка к выступлению, работа в тренинговом центре. И при этом  твои дети не ходят в садик. Как ты организуешь свой день?

Никак. Как идет - так идет. Когда дети дома, они определяют большинство твоих действий. У меня есть время, когда до обеда они еще способны заниматься своими делами сами. В это время я работаю. Потом у нас обед и прогулки. Вечером я возвращаюсь к работе. Если работы много, то засиживаюсь далеко за полночь. Борюсь с таким режимом, но мне трудно пока себя организовывать.

Когда детей двое, это даже проще, чем один. Они друг друга развлекают. А вот когда один на занятиях, а второй дома — работать не получается. Ребенку скучно и сразу начинается: «Мама давай поделаем это, давай поделаем то». А вдвоем у них свои игры.

Дай, пожалуйста, совет новичкам, тем, кто не может решиться на удаленную работу

Пробуйте и проверяйте. Мне тоже было страшно начинать, но я пошла и проверила. И вам предлагаю проверить. Пойдите и узнайте у ваших знакомых или в местах, которые вы посещаете – фитнес, кружки ваших детей, небольшой магазин одежды – есть ли у них группа? Нужен ли им администратор?

Если у вас дети, то вам тем более нужно попробовать получить удаленную специальность. Свою старшую дочь я сначала пыталась отдать в детский сад. Полгода мы привыкали. Полгода постоянных больничных, пока у меня терпение не кончилось. Какой работодатель будет терпеть отсутствие по нескольку месяцев? На фрилансе вы сможете сами организовать время. Если ребенок болеет - просто возьмете меньше проектов. Да хоть один, чтобы копился опыт и был небольшой доход.

Вторая причина попробовать фриланс – новый тренд в экономике. Сейчас многие бизнес-структуры выводят работников на аутсорс, чтобы сэкономить на содержании рабочего места и прочих расходах. Если вы сейчас вольетесь в этот тренд, то через небольшое время получите преимущество: у вас будет опыт удаленной работы, портфолио, наработанная база клиентов. А это значит, востребованность и высокий доход.

Конечно, начинать страшно, потому что это что-то новое, неизвестное. Те, кто не испугался, в результате оказался более успешным и богатым.

Давай про доходы поговорим. У многих наших коллег есть проблема – они достигают какого-то небольшого уровня доходов и все. Дальше не растут - так и сидят годами на трех копейках. Как этого избежать?

Вопрос заработка – это вопрос адекватной самооценки. Я тоже некоторое время работала за 3 копейки. Ваши маленькие заработки – это не вопрос экономики, а тараканы в голове.

Если вам кажется, что вы что-то делаете плоховатенько и не имеете права брать за это много денег – помониторьте для начала рынок. Мониторьте не только там, где предлагают маленькую оплату, мониторьте там, где предлагают много. И определитесь с тем, сколько реально стоит ваша услуга, а не сколько вам не стыдно за нее брать.

Потом задайте себе вопрос, почему одна и та же услуга у кого-то стоит дорого, а у вас – нет. Берите пример с тех, кому готовы платить много. Подумайте, что именно в вас не дотягивает до той стоимости, которую вы хотите брать за свои услуги и исправьте это.

Ну и работайте над своими денежными установками. На меня в свое время очень повлиял пример моей знакомой. Девушка абсолютно без опыта, ничего не умея, пошла и договорилась на ведение группы за 20 тысяч. Для сравнения: у меня в то время ведение вместе в таргетированной рекламой стоило 8 тысяч. Для чего она это сделала? Она из этих 20000 оплатила курс. То есть, она параллельно училась и практиковалась на этой группе. Заказчик знать не знал, что он ее учебный проект, потому что она делала все очень быстро и четко. Из тех же денег она оплачивала консультации других специалистов, чтобы отработать действительно на хорошем уровне. И отработала. Таким образом, она оплату за первый месяц полностью вложила в обучение, зато на второй месяц вышла в плюс на 20000 рублей. Девушка назвала свою цену и сделала все, чтобы ей соответствовать.

Как ты видишь свое будущее в профессии? Лет через 10, например?

С этим проблема. Я человек, который не задерживается долго на чем-то одном. Поэтому не думаю, что могу загадать себе будущее и через 10 лет оно таким и окажется. Больше чем на полгода я запланировать не могу.

Но пока ты планируешь заниматься тем же, чем сейчас?

Да. Мне нравится то, чем я занимаюсь  – СММ агентство и тренерская работа. Это то, что находится в моей зоне комфорта. Но зона роста находится вне зоны комфорта, поэтому возможно надо ставить какие-то другие цели.